Тембр и динамика
Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.
Женские и мужские голоса бывают:
- Высокими.
- Средними.
- Низкими.
В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:
- Ударные.
- Медные духовые.
- Струнные.
- Деревянные духовые.
Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.
Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.
Новости музыкального софта
-
United Plugins Mirror – реверсивный дилей обновлён до версии 1.1
22 февраля, 2022UnitedPlugins обновил свой последний плагин и добавил новую функцию. В версии 1.1 Mirror позволяет вам использовать свою фирменную обратную…
-
WA Production Heat v2 distortion
21 февраля, 2022WA Productions представляют HEAT 2 — оригинальную мощную станцию с двойным искажением, теперь с потрясающим обновлением. Этот плавящий мозг…
-
AudioThing Noises – креативный инструмент для создания текстур
19 февраля, 2022Noises — это экспериментальный инструмент с игривым и вдохновляющим интерфейсом, разработанный для того, чтобы привнести огромный мир…
-
Waves Audio COSMOS – бесплатный VST AI менеджер семплов
17 февраля, 2022Семплы являются сокровищем творческого человека. Но только если есть возможность найти нужные образцы – быстро найти. Известнейшая компания…
-
Модуляционный и пошаговый секвенсор Devicemeister StepicVST
13 февраля, 2022Компания Devicemeister объявила о выпуске StepicVST, предоставляя для установки VST и AU версии пошагового секвенсора и секвенсора модуляции,…
Музыка без вокала
Когда впервые появился минус доподлинно неизвестно. Уже в 20—30-х годах XX века выпускались пластинки с мелодиями популярных песен без записи вокала. Они предназначались для домашнего пения в кругу семьи. С развитием телевидения минус перебрался в музыкальные шоу. Мы довольно подробно рассказывали об этом в статье “Эволюция караоке”. В 60-х на американском телевидении выходила телепередача “Пой вместе с Митчем”, где совмещали музыку и текст внизу экрана, чтобы зрители могли подпевать во время просмотра.
Минусовка оказалась крайне востребованной среди артистов, желающих добиться идеального выступления на любой площадке в любых условиях и не зависеть от случайных обстоятельств. Обратной стороной медали стало появление фонограмм с плюсом, то есть с записанным вокалом, когда исполнитель просто открывает рот на сцене. Если пение под минус воспринималось зрителями нормально, то плюс вызывает ожесточенные споры до сих пор.
С одной стороны, “фанера” заметно облегчила жизнь артистам, которые активно двигаются по площадке и танцуют, с другой – выглядит это не совсем честно, так как публика заплатила деньги за живое исполнение, а не прослушивание альбомной записи, даже на мощном концертном оборудовании. Новую жизнь фонограмма приобрела с появлением караоке. Минус и текст на экране словно ждали, пока кому-то придет в голову объединить их в одно целое.
Какой бывает партитура и кому она необходима
В партитуре может быть от двух и более нотных записей, расположенных рядами таким образом, чтобы такты находились один над другим. Например, для арии, исполняемой под фортепиано, будет партитура с двумя партиями – для голоса и рояля. Певец сможет лучше ориентироваться в исполнении своей партии, когда будет параллельно читать партию аккомпанемента. Партитура также совершенно необходима хоровым исполнителям.
Обычно в оркестре перед каждым из музыкантов на пюпитре находится нотное изображение партии для его инструмента. Но если бы все играли только свою партию, оркестр не смог бы звучать слаженно и ритмично. Ведь у каждого человека свое чувство ритма. В оркестре ритм задает дирижер. Это человек, который видит перед собой и умеет читать партитуру для всего оркестра. Он сохраняет ритм и подсказывает взмахами дирижерской палочки начало вступления отдельных музыкантов, а также указывает на необходимость музыкальных акцентов.
Если играет небольшой музыкальный коллектив, такой как трио, квартет или квинтет, он может выступать без участия дирижера. Несколько музыкантов вполне могут подчиниться общему темпу. Тем более что перед ними находится партитура с нотами для всех инструментов, которая помогает правильно вступать и отслеживать общее звучание.
Виды программ для монтажа музыки
Всё богатство имеющихся программ по редактированию музыкальных композиций можно поделить на несколько основных типов:
- любительские или профессиональные решения;
- специализированные инструменты для создания миксов;
- программы для написания музыки с помощью нот;
- другой релевантный инструментарий.
Для работы с такими программами вам придётся потратить существенное время на изучение их функционала. Упрощённый же шаблон по видоизменению композиции состоит в загрузке песни в программу, переноса её в панель редактирования, и произведения там всех необходимых изменений.
В случае же написания аудиотрека с нуля будет необходимо воспользоваться предоставленными программой набором базовых сэмплов, создать их самостоятельно или задействовать другой предназначенный для этого инструментарий. Давайте теперь разберём самые популярные аудиоредакторы.
5) Трек звучит грязно
Эту характеристику композиция приобретает, если инструменты подобраны не совсем по регистру, не грамотно или ЧАЩЕ ВСЕГО, не сведены частотно в аккуратный микс.
В начале статьи, во втором пункте я упомянул, что каждый элемент и инструмент должен преобладать в композиции на своем регионе частот, в общем слышимом спектре от 20 герц до 20 килогерц, а если и есть пара инструментов, которые преобладают и делят свои права на частотном спектре, то их право быть услышанными делиться:
— во времени (ритмически или последовательно), самый удачный пример это бочка и бас – каждый раз, когда звучит бочка, бас элементы стоит приглушать свою амплитуду, чтобы не вызвать завалы или провалы на низких частотах.
— частотно, спектр одного в какой-то области уступает другому (из них выбирается более преобладающий, который, как правило, занимает больше и из него мы и вырезаем (убавляем) участок, который мы и уступаем младшему элементу).
— амплитудно – оба инструменты жертвуют своей амплитудой за право быть услышанными в миксе, сюда, как и, частично, в предыдущий пункт относиться лееринг (это- склейка двух или более тембров вместе, для получения более плотного и богатого звучания).
Грязь и конфликты, чаще всего могут быть заметны на низких (20-200 герц) и низких средних частотах (200-500 герц).
Так как стоит помнить один простой закон: «Чем ниже мы спускаемся по частотному спектру, тем меньше гармоник там может уместиться, следовательно, тем меньше инструментов этот регион может в себя поместить.
И в действительности если вы посмотрите на анализатор спектра во Fruity Parametric EQ 2 – то все станет понятно.
1) Вы не понимаете гармонию
Ну или Вы не до конца понимаете все тонкости понятий лада и тональности.
Если Вам говорят, что Ваша музыка звучит не красиво и даже раздражающе, то, ВО-ПЕРВЫХ, ЭТО ТАК, а во-вторых скорее всего Вы пока еще болеете самой основной и частой проблемой всех новоиспеченных музыкантов – не пониманием гармонии и музыкальной теории. И это нормально
Для того, чтобы владеть нотами и строить красивые мелодии и аккордовые прогрессии, нужно знать простые правила взаимодействия этих нот и как ими пользоваться.
Без этих знаний у Вас так и будет всегда получаться не гармоничная каша, только убивающая УШИ и ДУШИ ваших слушателей и случайных жертв…
2) НЕ грамотно написанная аранжировка.
Огромная и очень распространенная проблема даже у профессионалов!
Потому что качественная аранжировка — это сразу много вещей:
Правильно подобранные инструменты
Композиция, в том числе и электронно-танцевальная, всегда составляется из инструментов, которые в свою очередь занимают СВОЮ особенную активную позицию на определенном регионе всего частотного спектра.
И богатое звучание всего микса – это, часто заслуга именно правильно подобранных инструментов по регистрам (высотам и регионам частот).
Не маловажный момент и взаимодействие тембров (окрас и характер звука) между собой – комбинации характеров звучания. Какие-то работают лучше, какие-то между собой вообще не приживаются.
Важно, что инструменты говорят и как их фразы взаимодействую друг с другом образуя композицию. Здесь включается в игру пройденный этап гармонии и ритмики
И гармония, и ритмика всех инструментов должны сливаться вместе очень гармонично и слаженно, давая ясную и понятную для слушателя основную тему, и идею
Здесь включается в игру пройденный этап гармонии и ритмики. И гармония, и ритмика всех инструментов должны сливаться вместе очень гармонично и слаженно, давая ясную и понятную для слушателя основную тему, и идею.
Увлекательное для слушателя развитие этих инструментов в определенной логической структуре композиции (последовательности частей)
Инструменты должны не просто следовать друг за другом постепенно сменяя друг друга и возвращаясь обратно, один добавляясь, другой уходя – таким образом сменяя контекст и давая что-то содержательное, но и делать это плавно и интересно для слушателя,
С этим помогают плавные фильтрации, автоматизации, различного рода иные модуляции параметров, отдельные инструменты и звуковые эффекты (по типу Raiser или Build Up). А самое главное ритмические и гармонические приемы в аранжировке самих инструментов, для их же развития.
Гладко подобранные переходы и транзиции между частями аранжировки.
Это самый лучший «клей» для гладкой склейки и нити для красивого сшития отдельных частей аранжировки в переходах.
Что это конкретно такое?
А это все звуковые эффекты для перехода (по типу Sweep In & Out Fade In & Out), это Fill партии из имеющихся элементов в треке или нововведенные в аранжировку (Ударные сбивки), это сами по себе инструменты из мира музыки (Crash и Re-crash – для вступления и перехода) и еще куча подобных реверсивных и вступительных элементов.
Это все, что помогает частям аранжировки перейти из предыдущей части и вступить в новую.
Подробнее об этих вещах я расскажу для Вас вот В ЭТОМ ВИДЕО. НО не забудьте вернуться обратно в эту статью, чтобы ознакомиться со всеми ее пунктами, так как все эти пункты — это самые честно-допускаемые ошибки ВСЕМИ начинающими в обучении EDM продакшену!
Что бы быстро и профессионально постичь все тонкости красивой аранжировки – просто берем и воссоздаем в своем секвенсоре композиции свои кумиров и те стили, что Вам нравятся больше всего. По сей день это самый быстрый способ для начинающих, научиться писать треки профессионально и получить свой авторский штрих!
* Важная сноска здесь – это у каждого стиля в электронной музыки могут быть свои очень разнообразные традиции и особенности в аранжировки – в каждом из вышеупомянутых пунктов.
Партитура для современных музыкантов
С появлением таких музыкальных коллективов, как джаз-бэнды и ансамбли, необходимость в дирижерах отпала. Потому что в них появились барабанщики, которые не только задавали ритм, но также стали украшать музыку дополнительными звуками, извлекаемыми из различных ударных установок. Несмотря на это партитуры еще долгое время использовались для расписывания сложных партий инструментов. Но постепенно многие стали играть «на слух». Импровизация, которая поначалу была свойственна только некоторым джазовым партиям, позже распространилась на сольные выступления в рок-музыке.
Итак, нужна ли партитура сегодня для исполнения музыки в какой-нибудь группе? Это может быть выбор самих музыкантов. Некоторые из них плохо знают или вообще не знают нотную грамоту, используя табулатуру. Это очень большое упущение. Знание музыкальной грамоты может стать очень полезным, даже если применяется редко. Например, придется записываться на студии известного продюсера, и будет очень стыдно, если музыкант не сможет прочесть по нотам предлагаемую аранжировку.
Раньше при слове «композитор» мы представляли минимум Моцарта или Баха. Сегодня композитором может быть любой музыкант. Чтобы расписать партии инструментов группы сегодня даже не понадобится нотная бумага. Есть специальные компьютерные программы, которые позволяют не только записать музыку в нотах, но тут же ее прослушать и внести необходимые коррективы. Понятно, что на репетиции каждый музыкант имеет право делать свои предложения и импровизировать. Но если принести готовую партитуру новой песни на следующую репетицию своей группы, она пройдет намного плодотворней.
Какая аппаратура нужна?
На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Принято считать, что для качественного сведения жизненно необходимы студийные мониторы и помещение оборудованное звукопглощающими материалами. И это минимум. Но современные технологии позволяют выполнять сведение достойного качества даже в наушниках. И помочь в этом может такой плагин как abbey road studio 3
Конечно, если у вас есть возможность приобрести мониторы, то лишним это точно не будет. Однако это никак не поможет вам улучшить качество сведения — ведь дело не только в аппаратуре, но и в слуховом опыте, количестве часов, которое вы потратили сводя треки. В то же время, профессионал сможет выполнить хорошее сведение в наушниках не используя мониторы.
Статья полезна9Зря потратил время
Фильтрация
Крайне важно определиться, какие частоты в миксе отфильтровать, чтобы помочь вокалу прорезать микс. Например, большинство звукоинженеров применяют высокочастотный фильтр ко всем дорожкам, кроме бас бочки и непосредственно баса
Это очищает пространство для низкочастотных инструментов. Однако зачастую упускается важность низкочастотной фильтрации. Синтезаторы, даже если они синтезируют басовую линию, могут нести много высокочастотных составляющих, которые просто необходимы для того, чтобы микс звучал полноценно, и вокруг вокалов ощущалось пространство. Так что не помешает применить к рэп вокалу несколько низкочастотных фильтров.
Кроме того, возвращаясь в высокочастотной фильтрации, если вы не делаете что-то тяжелое в стиле Боба Пауера, вам не нужно применять жесткую высокочастотную фильтрацию около 120 Гц. Человеческий голос, мужской и женский, резонирует вплоть до 80 Гц (а иногда и еще ниже). Попробуйте аккуратную высокочастотную фильтрацию на 70 – 80 Гц для вокала. А возможно, вам вообще не нужно применять к вокалу ВЧ фильтр…
7) Трек звучит тихо. А я хочу, чтоб «мясо долбило»!
Если ВАШ трек кажется тихим и сильно отличающимся от формата звучания треков на радио и профессиональных лейблов – то самый ожидаемый ответ – это у трека пока нет этого самого «форматного звучания».
Про «формат» поговорим через мгновение, но достаточно громкого звучания можно достичь еще на этапе сведения, вытягивая уровни необходимых и самых ответственных элементов микса, компрессорами, делая плотнее их спектр активных частот и соответственно делая громче весь микс…
И это достаточно адекватный подход к сведению композиции, в жанрах электронной танцевальной музыки, и можно достичь достаточно впечатляющих результатов в громкости композиции таким способом.Но конечно же в первую очередь «форматное звучание» треку дает такой процесс в звукорежиссуре как МАСТЕРИНГ.
Начинающим я бы не советовал пока заморачиваться на счет МАСТЕРИНГА самим, так как это дело действительно требует очень много опыта и знаний в этой области, и главное адекватной аппаратуры и правильного помещения для получения стоящего результата в «формате звучания».
Для получения громкого и плотного звучания Вашей работы я бы советовал производить временную или реверсную «максимизацию на дорожке «мастер».
Максимизация – это процесс доведения среднеквадратичного значения громкости и мощности аудио до максимально громкого, в пределах разумного и адекватного звучания, конечно же.
Этот процесс проделывает уже такая широко известная категория плагинов, как «Максимайзеры» (что есть на самом деле просто своеобразные умные лимитеры).
Напомню, что пользоваться ими нужно без фанатизма и не доводить свой уровень громкости до нереально громкого!
Особенности функционала программ для обработки вашего голоса
Существуют различные программные инструменты, позволяющие обрабатывать голос и человеческую речь как таковую. Одни из таких программ предназначены для изменения голоса, что называется, «на ходу», позволяя менять характеристики голоса прямо во время произношения (удобно использовать, к примеру, при общении в Skype). В таких программах вы указываете нужные характеристики звучания, активируете микрофон, говорите что-либо, и на выходе получаете обработанный программой результат.
Вторые позволяют постобработку, когда меняется звучание записанного ранее голоса. Такие программы, по сути, являются полнофункциональными аудио редакторами (уровня Adobe Audition), позволяя редактировать, микшировать, добавлять эффекты в базовый аудиофайл, и, в конечном счёте, получать на выходе результат высокого качества.
В данном материале я остановлюсь на нескольких таких программах, и поясню, как пользоваться их возможностями. Также рекомендую попробовать говорилку онлайн с мужским голосом на русском языке.
Пополнения софта для Windows
-
W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022
ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,
-
ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022
ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью
-
DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022
Mark3 — это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка
-
Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022
Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва
-
Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022
Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии
6) Трек звучит сухо и безжизненно.
Инструментам нужно пространство.
Нашим ушам, по природе хочется слышать звуки в пространстве, а не глухой комнате без отражений.
Тем более, композиция приобретает больше жизни и объема, кучу дополнительных положительных характеристик, когда мы поддаем обработке наши инструменты в треке, плагинами типа Reverb и Delay Chorus и подобными вещами.
Эти плагины работают на принципе задержки и отражении звука во времени, то есть они просто копируют существующих сигнал через время – создавая эффект нахождения его в пространстве и объеме. Но они все работают немного по-разному.
В умеренном кол-ве примененные такие эффекты отлично скажутся на многих типах тембра (Lead, Pluck, Pad, Arps, Vocals, высокая и среднечастотная перкуссия и ударные), за исключением низкочастотных инструментов, не стоит обрабатывать такими вещами Kick и Bass элементы, к примеру– так как это нарушает их отчетливость и низкочастотную сердцевину в композиции.
Что такое минусовка
Для начала дадим определение для такого понятия, как минусовка. Минусовка, или минусовой трек (англ. minus track) – это специально подготовленная музыкальная запись, на которой, по сравнению с первоначальным вариантом, отсутствует голос или какой-либо инструмент. Чаще всего встречаются именно голосовые (вокальные) минусовки, но бывают и другие. К примеру, вам может встретиться минус для пианино, гитары или бас-гитары. Минусовки часто используются для записи вокальной партии в студии с последующим сведением записанного материала и мастерингом готового трека. Также минусовые треки применяются в концертной деятельности, как известными исполнителями, так и певцами-любителями. Дело в том, что позволить себе живое исполнение аккомпанемента песни может далеко не каждый певец, и вот тогда на помощь и приходит качественно подготовленная в музыкальной студии минусовая фонограмма. Теперь обратимся к первой части нашего вопроса.
Панорамирование
Звуки в миксе могут быть расположены по центру, слева или справа. Причем звук может быть направлен как на 10-15% в сторону относительно центра, так и на все 100%.
Панорамировать звук обязательно. Если все инструменты сосредоточатся по центру, то более энергичные (бас, барабаны, электрогитара) заглушат менее энергичные.
Когда инструменты спанорамированы грамотно, возникает ощущение фантомного центра. Это такое явление, когда несмотря на расположение одного источника звука слева, а другого справа, вы слышите музыку по центру, прямо перед собой.
Вы можете попробовать проделать это прямо сейчас. Сядьте перед двумя колонками так, чтобы ваша голова и колонки образовали равносторонний треугольник (как проиллюстрировано на этой картинке). Включите коммерческий трек и наслаждайтесь фантомным центром.
Компрессия
Небольшая компрессия еще ни одному вокалу не помешала, просто чтобы лучше усадить его в микс. Но основной ошибкой, которую допускают люди при сведении хип-хоп вокала, является чрезмерная компрессия. Большой уровень компрессии имеет смысл только в тех миксах, где множество инструментов борются за звуковое пространство. Когда вы читаете про рэперов, чей вокал проходил обработку 4 компрессорами, то это, скорее всего из-за того, что минус звучит очень плотно и сильная компрессия вокала просто необходима, чтобы прорезать такой микс. Или это стилистический выбор звукоинженера – сделать вокал «хрустящим».
Упражнения на ритмы с паузами
Предлагаем вам немного попрактиковаться – изучить несколько ритмов, в которых будут встречаться паузы. Все упражнения снабжены нотными примерами и аудиозаписями, чтобы вы параллельно могли получить и визуальные, и слуховые представления.
УПРАЖНЕНИЕ №1. Здесь мы знакомимся на практике с четвертными паузами. Сначала предлагаем вам послушать равномерные удары пульса четвертями на ноте ЛЯ первой октавы. Считаем до четырех, другими словами – у нас четырехдольный метр (4 удара пульса = 4 доли).
Далее для сравнения предлагаются два варианта паузированного ритма. В одном из вариантов четвертной паузой будет заменен каждый четный удар пульса, в другом – наоборот, заменяться на паузы будут нечетные четверти.
УПРАЖНЕНИЕ №2. Теперь отработаем четвертные паузы в условиях трехдольного метра. В каждом музыкальном такте здесь будет по три доли, то есть по три удара пульса и считать, соответственно, нужно будет не до четырех, а только до трех. Это просто, как в вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ. Каждый удар пульса – четвертная нота. Первый вариант – без пауз, на ноте МИ. Просто почувствуйте этот ритм.
В следующих примерах четвертные паузы приходятся на разные доли: сначала на первую (вторая и третья доли играются четвертными нотами), потом – наоборот (на первую долю звук, на остальные – две паузы).
А теперь сведем два этих разных ритма в одну партитуру. Пусть у нас будут два голоса. Один, нижний, в басовом ключе будет играть только первые доли и паузировать на последующие. А другой, верхний, наоборот, будет молчать на первый удар и играть на второй и третий. Должен получиться мини-вальс. Слышите?
Концепция
Все начинается с концепции. Я всегда повторял это, и буду повторять снова. Прежде, чем начинать сводить, у вас должно быть представление окончательной картины. Должно быть определенное понимание того, как вокал будет сидеть в миксе, прежде чем вы начнете его сводить. Эта идея, вполне возможно, изменится в процессе, но начинать все равно надо с каким-то выработанным направлением движения.
Основная проблема, с которой сталкиваются люди при сведении рэп вокала, заключается в том, что они концентрируются на слове «вокал», а не на слове «рэп». Вообще слово «рэп» тоже очень обобщающее: есть огромная разница между репом из Нью-Йорка 1994 года и рэпом 2010 года из Лос Анджелеса.
Даже в пределах одной школы рэпа существуют различия. Например, сравним два трека:
- A Tribe Called Quest – «1nce Again»
- LL Cool J – «Loungin’»
Обе песни можно отнести к спокойному, легкому рэпу, но принципы сведения этих двух треков кардинально отличаются.
Трек «Loungin’» является квинтэссенцией стиля «Плохие парни». Он сводился Ричем Травали – вы можете услышать что-то общее с треками таких исполнителей, как 112, Total, Mariah Carey и поздним Biggie.
Трек «1nce Again» – пример сведения Боба Пауера. Такое звучание в значительной степени преобладало на рынке раннего Нью-Йоркского рэпа.
Я ссылаюсь на эти треки, потому что надеюсь, что вы способны услышать различие в сведении. Заметьте, как в «Loungin’» вокалы приподняты над остальным миксом. Они на том же уровне громкости, что и рабочий барабан, имеют «солнечное» звучание с мягкими высокими частотами, звучат очень ясно и детально на средних частотах.
Тем временем в «1nce again» вокалы по уровню громкости значительно уступают рабочему барабану, у них очень агрессивно выдаются вперед средние частоты, высокие частоты более зернистые, и низкие частоты обрезаны высокочастотным фильтром. Форма вокала в этих двух треках тоже разная – компрессия очень слабая в «Loungin’», а в «1nce again» наоборот, очень агрессивная (особенно голос Фифа).
Давайте рассмотрим еще один современный трек, скажем, Nicki Minaj – «Massive Attack».
Здесь в вокалах мы имеем очень чистые высокие частоты и высокую середину. Вокалы возвышаются над всем миксом, и в них нет такой низкой середины, как в «Loungin’».
В каждом из трех треков есть что-то специфическое:
- В «1nce again» вокал звучит остро и агрессивно, что соответствует Нью-Йоркской школе рэпа.
- «Loungin’» звучит очень нежно и гладко – так вокалы сводятся в основном в R&B музыке.
- В «Massive Attack» вокалы звучат кристально чисто, но оставляют пространство на низких частотах для барабанов, что хорошо будет слушаться в клубах.
Суть в том, что вы должны заранее определиться, как вы будете сводить рэп вокал. Кто является аудиторией артиста, в каком стиле артист работает, где эта песня будет играться, и как вы, в качестве звукоинженера, можете все это свести воедино?
Предположим, вы определились, чего вы хотите добиться… но как именно этого добиться?
Советы редакции Zuzako по выбору программ для работы со звуком дома
Записывающих звук программ довольно много, поэтому многие пользователи сталкиваются с проблемой выбора. В этом случае вам обязательно помогут рекомендации нашей редакции. С их помощью вы быстро найдёте по-настоящему качественное приложение, позволяющее записать свой звук в домашних условиях.
Типы программ для аудиозаписи
Все программы с записью голоса и звука разделяют на 4 типа. Каждый из них имеет свои особенности и отличается определённым набором преимуществ и недостатков.
Типы приложений:
- Звуковой редактор. Программа этого типа даёт возможность пользователям не только записывать звук через микрофон, но и редактировать полученные аудиофайлы. Также она позволяет писать аудио в режиме реального времени и сохранять его на жёсткий диск компьютера или какой-либо внешний носитель.
- Реставратор. Приложение этого типа поможет сделать реставрацию записанных аудиофайлов. Оно способно устранить посторонние шумы, треск, помехи и добиться идеального качества звучания.
- Анализатор. Эта программа даёт возможность прослушать аудио, тщательно изучить его и повысить качество воспроизводимого звука. Кроме этого, она умеет находить проблемные моменты (например, плохое звучание) и указывать на них пользователю.
- Секвенсор. Такое приложение даёт возможность создавать музыку из имеющихся аудиозаписей. Оно способно менять тембры инструментов, громкость и прочие параметры, а также накладывать на запись определённые звуковые эффекты.
К отдельному типу специалисты относят звуковые карты. Они не являются программами, но позволяют настроить и улучшить звук.
Критерии выбора программ для записи и обработки звука
Чтобы выбрать программу для записи и обработки аудио, необходимо учитывать несколько важных критериев. Они помогут найти наиболее качественное приложение, подходящее для вашего устройства.
Главные критерии выбора:
Совместимость с операционной системой. Выбранная вами программа обязательно должна быть адаптирована к работе с имеющейся ОС. В противном случае установить её будет невозможно.
Объём
Важно, чтобы приложение было как можно более компактным. Так его можно будет устанавливать даже на компьютеры с небольшим количеством свободного места на жёстких дисках.
Функционал
Рекомендуем выбирать программы с наибольшим числом функций. Их наличие расширит возможности пользователя и позволит создавать более качественные звукозаписи.
Интерфейс. Пользоваться приложением должно быть просто не только профессионалам, но и новичкам. Поэтому следует выбирать программы с удобной навигацией, функциональными кнопками и стандартным оформлением окон. Дополнительным плюсом будет наличие русскоязычной версии.
Дополнительные плагины. У каждого приложения есть свои недостатки. Устранить их будет можно только в том случае, если в программе будет предусмотрена возможность установки различных плагинов.
Формат звукозаписей. Чтобы на любых устройствах воспроизводить созданные звукозаписи, нужно сохранять их в различных форматах. Чем больше их доступно в приложении, тем лучше.
Задачи панорамирования и их решение
Основная цель панорамирования — сделать запись «живой» и объемной. Слушатель должен воспринимать всю звуковую палитру без провалов и выпирания по частотам.
При работе с панорамой вы должны решить следующие задачи:
- как расположить музыкальные инструменты в виртуальном пространстве;
- как сохранить читаемость каждого инструмента и не потерять плотность звучания;
- как сбалансировать панораму, чтобы не было «перекоса» в правый или левый канал.
Расположение инструментов
Прежде всего для решения этих задач вы должны представлять себе общее звучание вашего микса. Чтобы было легче, сделайте чертеж со схематичным расположением инструментов.
Например, для рок-композиции он будет выглядеть так.
Схема панорамирования в рок-песнях
Дальнейшую работу осуществляйте с этой схемой. Расположите инструменты в миксе и прослушайте получившийся результат. Внесите необходимые корректировки.
Помните, что конечный результат — это продукт вашего слуха, вкуса и технических навыков. К каждому треку вы подбираете собственное решение. Делайте панораму уже или шире в соответствии с творческой необходимостью.
Частотный баланс
При работе с музыкальным материалом помните, что у каждого инструмента есть свой частотный диапазон:
- за нижние частоты отвечают бас и бочка;
- за середину — вокал, рабочий барабан, ритм-гитары, клавиши, струнные, духовые;
- за верхние частоты — «железо», вокал и солирующие инструменты.
Чтобы инструменты не «тонули» в миксе, разводите их по панораме. Простой пример: если ритм-гитару, духовые и клавиши вы поместите в центр, то разобрать звучание каждого инструмента будет невозможно.
Баланс панорамы
Нагружайте правый и левый каналы равномерно. В художественных целях вы можете в какой-то части композиции намеренно создать дисбаланс. Например, как во вступлении к песне «White Limo» группы Foo Fighters.
Но в целом звучание обоих каналов должно быть сбалансированным. Контролируйте баланс на слух или по индикатору мастер-шины.
Пример сбалансированного звучания обоих каналов
Баланс
Крайне важно определить взаимосвязь между вокалами и другими инструментами в этом же частотном диапазоне. Для хип-хопа типично взаимоотношение вокала и барабанов, и в первую очередь – рабочего барабана
Если вы найдете, как усадить в микс и вокал, и рабочий барабан, так, чтобы они не мешали друг другу, остальные инструменты встанут на свои места гораздо быстрее и проще.
В треке «1nce Again» можно заметить, что рабочий барабан немного громче вокалов, и сконцентрирован в более яркой части частотного спектра, в то время как вокалы чуть-чуть ниже по уровню и сконцентрированы больше в среднем диапазоне частот. Это было сознательным решением, принятым звукоинженером при сведении. А вот в треке «Loungin’» вокалы звучат на том же уровне громкости, что и рабочий барабан. А в «Massive Attack» вокалы звучат выше, правда там звучит не рабочий барабан, а перкуссионный инструмент, играющий на 2 и 4 доли, и он звучит в основном на низкой середине.